Калорийность орехов кКал / 100г
арахис арахис 567
бразильский орех бразильский орех 656
грецкий орех грецкий орех 654
фисташки фисташки 562
фундук фундук 628
кешью кешью 553
макадамия макадамия 718
миндаль миндаль 575
пекан пекан 691
Обзор Орешков

Обзор российского рынка снеков

Исследования компании Euromonitor International

В 2007 году рост мирового рынка снеков составил 4% в стоимостном выражении, при этом емкость этого рынка достигла $82,5 млрд. Рост обеспечивался усилением маркетинговой активности производителей, а также большим количеством инновационных продуктов, особенно в сегменте «здоровых» снеков – продукции с низким содержанием жира, или низкокалорийной продукции. Самый активный рост стоимости рынка – на 12% – в 2007 году наблюдался в Восточной Европе. Это было обусловлено продолжением сдвига потребительских предпочтений в сторону более качественных и дорогих сладких и соленых снеков. Среди стран региона наиболее высокие темпы роста емкости рынка в стоимостном выражении ожидаются в Румынии – на 36%, где все большее число потребителей готовы платить за высокое качество. В 2007 году в Восточной Европе среднедушевое потребление снеков составило 1,8 килограмма. Этот показатель по-прежнему является более низким по сравнению с аналогичным показателем в Северной Америке, где в 2007 потребление снеков достигло 11 килограммов на человека.
В 2007 самым крупным рынком снеков оставался рынок Северной Америки, второе и третье место заняли соответственно страны Юго-Восточной Азии и Западной Европы. Восточноевропейский рынок сладких и соленых снеков в 2007 году занял пятое место – его стоимость составила $5,2 млрд. Самым крупным сегментом на рынке Восточной Европы оставался сегмент «прочих» сладких и соленых снеков, а сегмент чипсов/криспов расположился на втором месте. Рост восточноевропейского рынка снеков в основном был обеспечен позитивной динамикой сегментов попкорна и чипсов/криспов, стоимость которых увеличилась в среднем на 14%.
Компания Euromonitor International, ведущий поставщик информации о мировых потребительских рынках, проводит анализ мирового и региональных рынков сладких и соленых снеков с выделением ключевых факторов, влияющих на его развитие.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА СЛАДКИХ И СОЛЕНЫХ СНЕКОВ

В 2007 году Россия оставалась самым крупным рынком сладких и соленых снеков в Восточной Европе, обеспечивая 52% продаж региона в стоимостном выражении. Львиная доля потребления сладких и соленых снеков в России связана с потреблением пива и слабоалкогольных напитков. Эта тенденция сохранилась и в 2007 году. Поэтому продажи снеков росли в летние месяцы и сокращались в зимние, когда падали продажи пива и прохладительных напитков. По данным Euromonitor International, в 2007 году продажи сладких и соленых снеков в России выросли на 14% в стоимостном выражении и составили около $2,7 млрд (рис. 1). Развитию рынка способствовало увеличение располагаемых доходов и общий рост благосостояния населения. Изменение стиля и темпа жизни россиян утвердили снеки в качестве способа быстрого питания. Более того, предлагаемый ассортимент сладких и соленых снеков в ближайшее время будет увеличиваться, побуждая потребителей пробовать новые продукты и вкусы.

Рисунок 1. ДИНАМИКА РЫНКА СЛАДКИХ И СОЛЕНЫХ СНЕКОВ в стоимостном выражении, $млн

Источник: Euromonitor International.

СЕГМЕНТЫ РЫНКА

Исследование Euromonitor International показало, что в 2007 году самым крупным сегментом рынка сладких и соленых снеков стали «прочие» снеки, включающие такую продукцию, как семечки, горох, смеси фруктов и орехов/мюсли, сушеные водоросли, рыба и свинина. В этом сегменте наблюдался рост на 11% в стоимостном выражении, и в 2007 году его емкость достигла $1,4 млрд. Рыночная доля этого сегмента составила 50,7% в стоимостном выражении (рис. 2). Вторым по величине стал сегмент чипсов/криспов, в котором также был отмечен рост почти на 19% в стоимостном выражении. На фоне активной маркетинговой поддержки новые вкусы и инновации в области упаковки стимулируют рост продаж чипсов/криспов. Спектр вкусов чипсов и сухариков очень широк – от традиционных сыра, лука, бекона, паприки, пиццы и жареной курицы до более экзотичных вкусов красной и черной икры, карри, пармской ветчины. Продолжают появляться новые вкусы и вариации на тему уже известных.
В 2007 году динамичное развитие по-прежнему было отличительной чертой сегмента фруктовых снеков, где был отмечен рост на 27% в стоимостном выражении. Популяризация здорового образа жизни стимулирует рост продаж именно фруктовых снеков, поскольку они обычно воспринимаются как наиболее полезные для здоровья. Кроме того, популярность этой категории снековой продукции растет благодаря расширению ассортимента сушеных и засахаренных фруктов.
Продажи попкорна в 2007 году достигли $65 млн, увеличившись на 15%. Неупакованный попкорн входит в десятку самых продаваемых позиций в современных кинотеатрах и мультиплексах во многих российских городах. При этом упакованный попкорн, предназначенный для приготовления в микроволновой печи, еще только завоевывает популярность у российских потребителей, что соотносится с увеличением числа домохозяйств, пользующихся микроволновыми печами.
Сегменты орехов, экструдированных снеков и крендельков в 2007 году вырос практически на 10% в стоимостном выражении. Потребители все чаще используют орехи в качестве закуски к пиву, особенно если это орехи с добавками. Наиболее популярны соленый арахис и соленые фисташки благодаря их относительно невысокой цене.

Рисунок 2. СТРУКТУРА РЫНКА СЛАДКИХ И СОЛЕНЫХ СНЕКОВ в стоимостном выражении, %

Источник: Euromonitor International.

КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Во всех сегментах российского рынка сладких и соленых снеков хорошо представлены как российские, так и зарубежные производители. Однако явным лидером в 2006 году была американская компания PepsiCo, которая контролировала около 17% продаж в стоимостном выражении. Этот производитель лидировал в сегментах чипсов/криспов с брендом Lay’s, а также в сегменте экструдированных снеков с брендом Cheetos.
Второе место на российском рынке снеков занимает ЗАО «Сибирский берег» (г. Новосибирск) с 9% продаж в стоимостном выражении в 2006 году. Компания лидировала в сегменте «прочих» снеков со своими популярными брендами «Кириешки», «Компашки» и Beer’ka.
На третьем месте в 2006 году располагалось ЗАО «Бриджтаун Фудс» (Москва, ТМ Chip’n’Go, «3 корочки»), занимающее около 9% продаж в стоимостном выражении. Продукция этого производителя представлена в сегментах чипсов/криспов, экструдированных снеков, попкорна, а также в сегменте «прочих» снеков.
Все производители расширяют свои продуктовые линейки как новыми брендами, так и вкусовыми вариациями уже существующих марок.

ТЕНДЕНЦИИ ДИСТРИБЬЮЦИИ

В 2007 году наиболее популярным каналом сбыта на российском рынке сладких и соленых снеков стали несетевые продовольственные магазины, которые обеспечивали 48% продаж в стоимостном выражении. За ними следуют супер- и гипермаркеты с 28% продаж в стоимостном выражении, что на 1% больше, чем в 2006 году. Около 15% продаж рассматриваемой продукции обеспечивали дискаунтеры, а более 6% – круглосуточные магазины.

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

По прогнозам Euromonitor International, в период со второго полугодия 2007-го по 2012 год российский рынок сладких и соленых снеков будет стабильно увеличиваться на 8% в год, и к 2012 году его емкость достигнет $4,2 млрд (рис. 3). В ближайшие годы будет расти спрос на продукты, полезные для здоровья, в том числе снеки с пониженным содержанием жира, соли и/или консервантов.
Сегмент «прочих» снеков останется самым большим на рынке и будет ежегодно увеличиваться на 8% в стоимостном выражении. Вторым по величине сегментом в 2012 году будет сегмент чипсов/криспов, рост которого составит 12% в год. Росту потребления чипсов/криспов будет способствовать выведение на рынок новых вкусов. Производители тех видов снеков, которые считаются более или менее вредными для здоровья, скорее всего, выведут в премиальный сегмент новые виды продукции с пониженным содержанием жира и/или соли – например, «легкие» чипсы/криспы.
Самыми быстрыми темпами на рынке будет развиваться сегмент фруктовых снеков – на 16% в стоимостном выражении ежегодно в течение следующих пяти лет. Растущий интерес потребителей к вопросам сохранения здоровья будет и далее стимулировать рост продаж снеков из фруктов, при этом ожидается рост потребительского интереса к неизвестным и экзотическим видам снеков из сухих и засахаренных фруктов. Растущая популярность здорового образа жизни также подстегнет развитие сегмента орехов – ожидается его ежегодное увеличение на 3% в стоимостном выражении в течение всего прогнозируемого периода.
Сегмент попкорна будет расти приблизительно на 6% в год в стоимостном выражении, причем в основном благодаря динамичному развитию подсегмента попкорна для приготовления в микроволновой печи. Самые низкие темпы роста ожидаются в сегменте соленых крендельков.

Рисунок 3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЛАДКИХ И СОЛЕНЫХ СНЕКОВ В 2007–2012 ГОДАХ в стоимостном выражении, $млн

Источник: Euromonitor International.

Журнал RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE 2008 №1 (97)